Начните бороться с хаосом

desktopwallpapers.org.ua-17707Хаос. Это слово, как правило, имеет негативный оттенок — и не без оснований. Хаос  разрушителен, контрпродуктивен, является мощным отвлекающим фактором. Он может превратить нормальную рутинную работу в офисе в сплошную головную боль и нервотрепку.

Да, иногда хаос бывает и полезен. Я думаю, все мы можем привести примеры того, как самые неожиданные изменения или цейтнот в середине проекта в итоге приводили к появлению блестящих идей и организационных решений. Они появляются в ходе решительных мозговых штурмов, внезапного озарения или просто на фоне повышенного адреналина – когда человека ставят в экстремальные условия, он порой может творить настоящие чудеса. В работе маркетологов такое случается нередко. И поэтому мы привыкаем к такой ситуации, воспринимаем её как данность.

Между тем, первый шаг к решению любой проблемы – это признание её существования. Мы должны для начала признать, что есть вещи, которые мы могли бы делать куда более эффективно. Нужно лишь определить источники проблем – то, что вносит хаос в наши рабочие процессы. Здесь можно попробовать прояснить некоторые вопросы, касающиеся различных аспектов работы:

Люди

Достаточно ли у вас людей на каждом участке работы? Достаточен ли их уровень квалификации, эффективности? Если вам то и дело приходится отрывать сотрудников от их текущих задач для того, чтобы «закрыть брешь» на том или ином участке – это признак того, что либо один из участков работает недостаточно эффективно, либо вам в целом не хватает человеческих ресурсов. Соответственно, нужно делать выводы – увеличивать штат или пытаться повысить производительность труда каждого сотрудника.

Процессы

Утомительные бюрократические процедуры утверждения и согласовании сводят на нет ваши усилия по быстрому запуску рекламной кампании? Вы вынуждены проходить полный круг всех процедур, независимо от масштаба кампании и используемых маркетинговых каналов? Вы привыкли к тому, что оформление и утверждение документов, касающихся маркетинговой акции, занимает больше времени, чем креативная часть процесса? Возможно, нужно ставить вопрос об упрощении некоторых процедур или их автоматизации – для ускорения процессов.

Технологии

Готовы ли те программные решения, которые вы используете, к обработке больших массивов информации? Помогают ли они вам лучше понимать вашего клиента? Способствуют ли они ускорению типовых рабочих процессов? Своевременно ли они обновляются, или уже устарели? Используют ли ваши сотрудники в полной мере весь потенциал программного обеспечения?

Если ответы на часть этих вопросов получились не очень утешительными – самое время выработать «план борьбы с хаосом». При этом часть мер по этой борьбе вы сможете предпринять самостоятельно, для другой части потребуется обращение к высшему руководству, для третьей – привлечение сторонних экспертов.

Основная составляющая такого плана – это так называемый Change Management,Управление изменениями. Причем главный фокус управления изменениями – это не столько технологии и рабочие процессы, сколько люди. Их привычки, их стереотипы.

В людях очень прочно укореняются привычки – они делают те или иные вещи так, как всегда делали, даже если понимают, что этот способ уже не очень эффективен. И это одно из главных препятствий на пути борьбы с хаосом. Причем в рабочие процессы, касающиеся маркетинга, обычно вовлечены не только сами маркетологи, но и сотрудники финансовых и ИТ-служб, так что нужно заручиться и их поддержкой. Возможно, некоторые источники хаоса находятся и в их отделах, либо в процессах, в которых задействовано сразу несколько служб.

Выше мы указали общие направления для поиска источников снижения эффективности работы – источников хаоса.  Следующий шаг после признания проблемы – попытаться конкретизировать эти источники. Для начала можно выяснить, не относятся ли к вам некоторые из наиболее распространенных ситуаций. Я выделяю шесть наиболее характерных причин возникновения хаоса:

 

1. Ваш основной способ решения проблем – это бросать на них как можно больше людей, независимо от их специализации, текущей загрузки, навыков. Вместо того чтобы тщательно изучить проблему и определить несколько способов её преодоления, вы просто по умолчанию отводите на неё как можно больше человеко-часов. Возможно, таким образом и правда удается решить многие проблемы. Но, во-первых, применяя такой метод, вы не избавляете себя от риска повторного появления этих проблем. А во-вторых, вы рано или поздно окажитесь в ситуации, когда у вас не будет достаточного количества человеческих ресурсов.

Пример: Возникает необходимость разослать несколько десятков персональных поздравительных открыток. У вас есть общий шаблон этой открытки, и нужно лишь вписать в заголовок соответствующее имя и сохранить получившийся вариант открытки в отдельный файл. Вы можете привлечь к этому одного сотрудника из отдела, который потратить на эту работу полдня. Или разделить эту работу между несколькими сотрудниками, чтобы решить эту задачу быстрее. В качестве разового решения это приемлемый вариант. Но если подобные задачи будут возникать регулярно? И если нужны будут уже не десятки, а сотни вариантов сообщений?

2. В вашей работе дедлайны всегда имеют приоритет перед долгосрочным стратегическим планированием. Отсутствие стратегического планирования может серьезно сдерживать вашу компанию от реализации многих отличных идей. Если вы «живете сегодняшним днем», то есть концентрируетесь только на решении ближайших задач, у вас попросту не будет возможности сделать паузу и оглянуться – в правильном ли направлении вы движетесь.

Пример: в течение года ваша компания реализует несколько рекламных акций, привязанных к календарным датам – например, Новому году, 8 марта, Дню защиты детей, 1 сентября. Если вы начинаете планировать эти мероприятия на 1-2 месяца до их начала – вы заведомо ограничены в вариантах – вы сможете сделать лишь то, что реально сделать в такие сроки. В то время как ваши конкуренты, у которых планирование ведется на стратегическом уровне, могут реализовать все эти мероприятия в рамках единой концепции. Например, для рекламных кампаний, приуроченных ко всем семейным праздникам, разработать харизматичные образы членов семьи, которые затем будут использоваться в рекламных материалах для каждого праздника. Таким образом, они увеличат узнаваемость своей рекламы и усилят её эффект.

3. Вы не привлекаете сторонников. Привлечение на вашу сторону членов правления или представителей других отделов – например, финансового или ИТ – отличный способ ускорения многих рабочих процессов. Чем больше за пределами вашего отдела людей, которые неравнодушны к конечному результату ваших действий, тем больше вероятность того, что эти планы увенчаются успехом.

4. Вы воспринимаете новые технологии как помеху или бремя, а не как полезный инструмент. В некоторых случаях технологии действительно могут быть помехой, особенно когда они устаревшие и не в полной мере отвечают вашим потребностям. Однако этап внедрения новых технологий – например, нового программного обеспечения – это идеальный момент для того, чтобы высказать свои пожелания и критику к этим инструментам.

5. Вы строго соблюдаете все регламенты и предписания, и потому вынуждены делать многие вещи «так, как мы это всегда делали». Маркетологи, как никто другой, знают, как быстро все может поменяться на рынке. Мы должны адаптироваться к новым тенденциям в поведении клиентов, к новым разработкам, новым каналам коммуникации и прочим нововведениям. При этом зачастую те рабочие процессы, которые сложились в компании, не всегда можно гибко подстроить под новые задачи. Например, схемы согласования рекламных сообщений для печатной рекламы и для рекламы в социальных сетях точно должны быть разными – ведь в социальные сети живут в совершенно ином ритме. Поэтому «мы всегда так делали» — это не лучший довод в пользу рабочей схемы. Если сложившаяся схема мешает эффективному решению задач, если она вносит элемент хаоса в работу – стоит её поменять.

6. Вы не следуете своей интуиции. Маркетолог не добьется многого без интуиции. Вы можете иметь всю возможную информацию о рынке, клиентах, продуктах конкурентов, но ваши чувства, ваша интуиция – это иногда единственное, что отличает звездную компанию от той, которая не вызывает никакой ответной реакции. Не бойтесь действовать на основании своих инстинктов — хаос не отступит, если кто-то не начнет действовать. Далеко не весь хаос является результатом действий людей, но при этом только люди могут устранить его негативные последствия.

 

На основе статей Catherine McDonough «6 signs you’re a chaos enabler» и «The Good, The Bad, The Chaotic» (перевод с английского)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× три = 15