Парадокс гедонизма в маркетинге

mrm-blogФилософия гедонизма и маркетинг. Неожиданный поворот, не так ли? Однако иногда полезно взглянуть на привычные вещи под необычным углом. Тем более – в конце года, когда всеобщий предпраздничный настрой располагает к тому, чтобы переосмысливать многие вещи, подводить итоги, строить новые планы.

Давно замечено, что человек не может достичь счастья, пытаясь быть счастливым. В философии этот принцип известен как парадокс гедонизма, и основная его идея – в том, что счастье может быть приобретено только косвенно. Британский философ Джон Стюарт Милль сформулировал это так: «Счастье может быть достигнуто, только если оно не является прямой и конечной целью. Только те счастливы, что фокусируются на других целях и достигают их».

Успех в бизнесе, конечно, отличается от личного счастья, но и в этой сфере есть свой вариант парадокса гедонизма. Известный экономист Джон Кей в своей книге Obliquity назвал его «парадоксом получения прибыли», и утверждает, что лучший способ для бизнеса максимизировать прибыль — это не стремиться к максимизации прибыли напрямую.

Этот принципом, пусть и не всегда называя его напрямую, подтверждают и другие современные аналитики. Например, Джим Коллинз и Джерри Поррас в своем бестселлере Build to Last сравнивали долгосрочную производительность нескольких пар компаний одной и той же отрасли. В каждой паре одна из компаний (компания-«провидец») достигала исключительных долгосрочных финансовых результатов, в то время как вторая компания показывала довольно посредственную динамику. При этом, Коллинз и Поррас обнаружили, что именно те компании, которые были ориентированы исключительно на получение прибыли, оказались менее успешными, чем компании, которые преследовали несколько другие цели. Парадокс!

Сами авторы книги описывают это так: «Прогрессивные компании ставят перед собой целый комплекс целей, среди которых только одна непосредственно относится к получению прибыли, причем не обязательно она является приоритетной. Да, безусловно, они хотят получить прибыль, но в равной степени для них важны и другие цели, определяемые их корпоративными ценностями и миссией – то есть целями, которые выходят за рамки простого зарабатывания денег. И, как это ни парадоксально, именно эти компании, которые стремятся изменить мир к лучшему, создавая что-то новое, в итоге зарабатывают гораздо больше денег, чем те компании, все действия которых изначально ориентированы только на получение прибыли «.

Это очень интересный и важный вопрос. Если спросить маркетологов, что является конечной целью маркетинга, то большинство, наверное, скажет — стимулировать рост доходов и прибыли. Но, если опираться на вышеописанные принципы, рост прибыли тоже лучше осуществлять косвенно, а не напрямую, не ставить его в качестве конечной цели (хотя, безусловно, это очень важный показатель эффективности маркетинга). Джей Баер, автор еще одного бестселлера о маркетинге последних лет – Youtility, утверждает, что в современных условиях ключ к успешному маркетингу – это делать маркетинг реально полезным для покупателя. Мы уже упоминали об этом в одной из наших прошлых статей.

Он определяет «Youtility» как «массово полезную информацию, предоставляемую бесплатно, что создает долгосрочное доверие к компании со стороны ее потенциальных и действующих клиентов». Лейтмотив всей книги — в том, что в долгосрочной перспективе вы добьетесь большего маркетингового успеха, если сконцентрируетесь именно на создании полезного контента для ваших клиентов, а не, например, прямой рекламе вашего продукта.

В целом, ставить рост прибыли компании в качестве непосредственной цели – пожалуй, действительно не очень перспективно. Прибыль – это скорее показатель общей эффективности деятельности компании в целом, и её маркетинга в частности. Попробуйте сконцентрироваться, например, на улучшении коммуникаций между маркетинговыми подразделениями в центральном офисе и филиалах. На оптимизации рабочих процессов маркетологов. На оптимизации работы с рекламными материалами. И, в конечном итоге, делая ваш маркетинг более эффективным, оптимизируя материальные затраты и затраты рабочего времени сотрудников, вы добьетесь и роста прибыли.

При подготовке публикации использована статья Дэвида Додда «What the Pleasure Paradox Can Teach Us About Great Marketing»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − два =