Маркетинговые «гонки вооружений»

Что такое маркетинг и реклама для современного бизнеса? Мы все помним крылатую фразу «реклама – двигатель торговли», но насколько она актуальна сейчас? Ведь все больше современных бизнесменов говорят о том, что реклама, как и остальные виды маркетинговой активности – это уже не столько способ продвижения, сколько усилия, необходимые для того, чтобы вообще оставаться на плаву. Иначе конкуренты просто выдавят с рынка.

Эта ситуация очень похожа на классическую схему «гонки вооружений». Все участники рынка прилагают максимум усилий для того, чтобы хотя бы не отставать от прямых конкурентов. Ведь, если не выдерживать хотя бы примерный паритет в сфере маркетинга, то компании с более мощной маркетинговой составляющей автоматически получают преимущество. И, чем это преимущество значительнее, тем сильнее оно влияет на конечный баланс сил и на распределение долей рынка.

Соответственно, для компании, которая ставит целью не просто оставаться на плаву, но и активно развиваться и увеличивать свою долю на рынке, главная задача – это добиваться существенных прорывов в области маркетинга.

Что это могут быть за прорывы и на что вообще стоит ориентироваться маркетологам? Один из вариантов – обратиться к классической схеме 5М – пяти основным маркетинговым ресурсам.

Materials — Материалы

Каких-нибудь сто лет назад арсенал рекламщика был незатейлив – плакаты на улицах, объявления в газетах, раздача листовок… С появлением радио, телевидения, интернета, мобильных устройств, социальных сетей количество каналов воздействия на потребителя и разнообразие рекламного контента возросли многократно. И обратной стороной медали стала нормальная реакция человеческой психики – блокирование ненужной информации. На современного человека со всех сторон обрушивается такой информационный поток, что он уже автоматически блокирует большую часть поступающих сообщений. Большинство компаний в ответ еще больше наращивают массу рекламных сообщений, чтобы все-таки продавить эти барьеры. По баннеру на сайте кликают всего 0,05% посетителей? Отлично, мы закажем десятки, сотни миллионов показов, чтобы набрать нужное количество переходов! Из флайеров, раздаваемых на улицах, 99% оказываются в ближайшей урне? Но ведь один-то процент остается у потенциальных потребителей! Напечатаем в десять, в двадцать раз больше флайеров!

Кажется, это замкнутый круг. За счет чего здесь можно стать эффективнее конкурентов? Очевидных направлений два:

— более креативный контент. Более оригинальный, выбивающийся из общего контекста. Это сложный и тернистый путь, результат на котором непредсказуем. Кто-то, выпустив  неформатную, эпатажную рекламу, мгновенно привлекает к себе внимание и получает дополнительную прибыль. А кто-то не получает ничего, кроме судебных исков.

— более эффективное управление медиа-ресурсами. По сути, вы можете делать то же самое, что и конкуренты. Но действия будут более быстрыми, более скоординированными, а затраты – более низкими, чем у других компаний. Это даже не прорыв, а скорее медленное, но уверенное наращивание преимущества.

Manpower (Человеческие ресурсы) и Minutes (Время)

Все маркетинговые ресурсы очень тесно взаимосвязаны. А эти 2 «М» в контексте сегодняшней статьи вообще будет уместно объединить. Итак, у вас есть штат маркетологов. По большому счету, здесь все можно свести к единственному вопросу – на что тратится время данных сотрудников. Это довольно тонкий вопрос. Очень часто затраты на содержание штата маркетологов вообще не относят к прямым затратам на маркетинг. Для компании это общая статья расходов на оплату труда персонала. Между тем, время каждого сотрудника – это тоже деньги. Ведь это время, оплаченное работодателем. Неудивительно, что в Европе, где уровень оплаты специалистов достаточно высок, так много внимания уделяют вопросам эффективности и автоматизации рутинных операций.

Mashines (Технологии)

Кстати, об автоматизации. Её можно назвать, пожалуй, главной составляющей, которая может обеспечить компании преимущество в гонке маркетинговых вооружений. Пока не все разделяют эту точку зрения, особенно в России. Всем очевиден потенциал автоматизации, например, в промышленном производстве, но маркетинг? Какие там вообще могут быть технологии? Зачем?

Здесь у нас пока очень явный контраст с Европой. В России пока в порядке вещей экономить, например, на обновлении компьютерного парка. И неважно, что из-за «тормозящих» компьютеров каждый работник ежедневно теряет время. Пусть это суммарно по полчаса в день, но эти полчаса складываются в дни, недели, месяцы оплаченного времени, которое попросту утекает сквозь пальцы.

Money — Деньги

К ним ведь всё и сводится, не правда ли?

По поводу размеров маркетинговых бюджетов в этом контексте достаточно сказать две вещи. Во-первых, в среднем размер этого бюджета всегда составляет некую фиксированную долю от оборота компании – например, 1% или больше – в зависимости от отрасли и размера компании. Во-вторых, увеличение затрат на маркетинг далеко не всегда приводит к ожидаемому результату. Есть масса возможностей спустить огромные суммы с практически нулевой отдачей. Поэтому современные компании соревнуются, в первую очередь, в уровне эффективности этих затрат.

В общем, неважно, сколько у вас денег – важно, как вы умеете ими распоряжаться. И тут можно вернуться к предыдущим пунктам и еще раз просмотреть – что же можно сделать, чтобы быть эффективнее?

Оптимизировать работу с медиа ресурсами? Безусловно. Уменьшить потери времени сотрудников? Да, конечно. Автоматизировать рутинные операции? Уже есть программные продукты для маркетинга, которые позволяют это сделать.

Аналогия с гонкой вооружений – полная. В маркетинговой «холодной войне» тоже не все решают объемы потраченных средств. Крайне важно и развитие технологий. Их появилось уже множество — CRM для анализа клиентской базы и работы с ней, MRM  для оптимизации работы с медиа-ресурсами и в целом более эффективной организации работы маркетинговых подразделений, Business Intelligence для более глубокого анализа рынка, и так далее, и так далее. Эти технологии охватывают все аспекты деятельности компании, и их успешное внедрение ведет к выходу на новый виток развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


пять − = 4